Археологи обнаружили первое захоронение чжурчженей

10 сентября 2012 | Категория: Россия | Метки: , ,
раскопки кладбища чжурчженей

раскопки кладбища чжурчженей

Приморские археологи обнаружили первое захоронение чжурчженей — народа, населявшего территорию края в X-XIII веках.

Могильник из 15 захоронений ученые обнаружили в Партизанском районе Приморского края. «Он находится в глубокой пади на южной стороне и представляет собой центральный курган, рядом с которым находятся еще 14 могил», — сообщила руководитель отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева.

По ее словам, такой удачи археологи не ожидали.

«Все началось с того, что местный житель нашел в колее дороги в том районе небольшой кусочек черепицы. Находка показалась ему необычной, и он принес ее нам. Сначала, увидев черепицу, мы подумали, что раскопаем храм, но когда мы приехали на место – тихое, уединенное, в низине, мы поняли, что это будет что-то другое. Уже в ходе раскопок мы установили, что перед нами чжурчженьский могильник XII-XIII века», — сказала Артемьева.

По словам археолога, захоронения представляли собой многослойные сооружения. В земляной платформе были сделаны небольшие ямки глубиной до 10 см, дно которых устилал слой гальки, на котором и располагалась урна с прахом. Сверху урна была также присыпана камнями. Поверх каждого такого захоронения располагался небольшой погребальный домик из плоских камней или черепицы. Некоторые урны представляли собой глиняный сосуд, а некоторые – небольшой деревянный ящичек. Как отметила археолог, это первый могильник чжурчженей, обнаруженный в Приморье. Благодаря этой находке ученые наконец-то смогли восстановить обряд погребения чжурдженей, который долгие годы был для них тайной.

«Нам было известно, что чжурчжени исповедовал буддизм, однако до сих пор мы не знали, как проходили их похороны. Теперь мы выяснили, что тела покойных сжигались, а их прах помещался в урны, которые хоронили согласно одному из буддистских ритуалов», — отметила собеседница Interfax-Russia.ru.

Особенно заинтересовала ученых центральная могила. В ней помимо глиняного горшка с пеплом археологи нашли личные вещи покойного — согнутый два раза меч и колчан с 11 стрелами.

«Скорее всего, это был военноначальник, так как далеко не каждому клали мечи в могилу. Обычно после смерти они передавались по наследству, а в этом случае меч «умертвили» и положили к хозяину. Кроме того, этот человек был похоронен вместе со своей свитой. Все это говорит о высокопоставленности покойного», — отметила Артемьева.

Как рассказала Interfax-Russia.ru руководитель отдела средневековой археологии, раскопки на месте захоронений продолжатся и в следующем году, когда ученые должны будут выяснить — было ли это только захоронение воина со свитой, либо этот могильник входит в большое кладбище.

«В течение 50 лет на территории Приморья было обнаружено более 50 городищ чжурчжени – это были и крупные центры, и небольшие города, и оборонные крепости. Однако за это время археологам ни разу не удавалось найти захоронения этого народа. Поэтому этот могильник – уникальная находка, которая может нам еще о многом рассказать», — подчеркнула собеседница Interfax-Russia.ru.

Впервые упоминание о чжурчжени появилось в источниках первой половины VII века н. э. Тунгусо-маньчжурские племена чурчженей заселяли земли по рекам Сунгари, Уссури, Нонни, Ялу и Амуру, горную систему Чанбайшань и отроги Си-хотэ-Алиня. Сначала племена были разрознены, однако во второй половине ХI века чжурчжени объединились вокруг племени Ваньян. Так, в 1115 году н.э. образовалась Золотая империя чжурчженей. В период своего расцвета чжурчженьская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть северного Китая и северной Кореи. Страна делилась на 19 губерний, которые возглавляли своего рода генерал — губернаторы. У чжурчженей было 5 столиц и много других городов, в том числе на территории Приморья. Их жилища представляли собой деревянные полуподземные постройки с дверью, обращенной на юго-восток. Холодный климат страны заставлял людей заботиться о максимальном утеплении жилища, поэтому оно наполовину уходило в землю. Дверь полуземлянки чжурчжени утепляли травой или паклей, а внутри устраивали сложную, но удобную отопительную систему из центрального очага и лежанок, по которым циркулировал теплый дым и воздух.

В сильные холода рядовые члены рода одевались в шерстяную одежду и шубы из шкур лошадей, коров, свиней, баранов и собак. Они шили также халаты из рыбьей и змеиной кожи. Это старая национальная одежда чжурчженей, приспособленная для холодов при жизни и работе в тайге и горах. Вместе с тем родовая аристократия — племенные и родовые вожди, а также члены их семей зимой одевались в шубы из меха соболей, лисиц и белок или в теплые шелковые халаты на подкладке.

Рядом с поселком располагались пашни и огороды. Основное занятие большинства племен чжурчженей — земледелие и огородничество. Они разводили лошадей, коров, овец, свиней и собак. Зимой и ранней весной охотники с собаками уходили в тайгу, где охотились на оленей, лосей, медведей и пушного зверя.

Чжурчжени имели многочисленную, хорошо обученную и вооруженную армию. Дополнительно для поддержания порядка император создал особые военные поселения.

Золотая империя чжурчженей славилась далеко за своими пределами разнообразными природными ресурсами и продуктами хозяйства туземных племен: превосходными лошадьми, коровами, овцами, кабанами, тонким холстом, ондатрами и осетрами. Мастера по изготовлению оружия хорошо знали медь и железо. Они умели изготавливать железные наконечники стрел, копий, кинжалы, боевые топоры, палаши, шлемы и панцири, поэтому армия чжурчженей была так хорошо вооружена. Кроме того, в предметный комплекс культуры этого народа входили наборные пояса, украшения из серебра и золота, а также гончарная посуда.

Особого внимания заслуживает культура чжурчженей. Уже спустя 4 года после образования Золотой империи чжурчжени создали свою слоговую письменность, более отвечавшую нормам их языка, чем китайские иероглифы. Эта письменность получила известность под названием «большое письмо» чжурчженей и содержала около 3 тыс. знаков. Кроме того, у чжурчжэней была своя литература и поэзия, широкое развитие получили различные отрасли науки. Что касается религии, то большинство чжурчженей исповедовали шаманизм, а знать и чиновничество — буддизм. О распространении буддизма у чжурчженей говорят как письменные источники, так и материалы археологических раскопок. Так, на одном из городищ археологи нашли остатки буддийского монастыря, еще на территории нескольких древних поселений ученые обнаружили бронзовые статуэтки Будды.

Пала Золотая империя в 1234 году. Тогда страну раздирал внутренний кризис – от империи отделились несколько ее территорий. Так, вместо некогда существовавшей империи возникло государство Восточное Ся. Оно просуществовало всего 19 лет. В 1233 году эти земли завоевал Чингис-хан.



Похожие записи:


Оставить комментарий