Археологи сделали древнюю статую человека-льва древнейшей

25 февраля 2013 | Категория: Германия | Метки: ,

Человека-льва — тридцатисантиметровую статуэтку из мамонтовой кости, найденную накануне Второй мировой войны в Южной Германии, — изваяли 40 тысяч лет назад. Новая датировка удревнила беспрецедентное произведение искусства, хранящееся в немецком городе Ульм, на 8 тысяч лет. На то, чтобы собрать буквально по крупицам удивительную фигурку, ученым потребовалось более 70 лет. Новейшие расчеты показывают, что палеолитический художник потратил на человека-льва не меньше 400 часов — примерно два месяца работы в светлое время.

Сообщение о новой датировке человека-льва появилось накануне открытия в Британском музее большой выставки, посвященной искусству палеолита. Ульмская скульптура должна была украсить экспозицию наравне с такими произведениями древнейшего искусства, как зарайский бизон и Вестоницкая Венера. Однако реставраторы не сочли возможным перевозить человека-льва в Лондон: он слишком хрупок. В Великобританию отправилась копия бесценной скульптуры.

Человек-лев найден на юге Германии, в районе, известном как Швабская Юра или Швабский Альб. В тамошних невысоких меловых горах расположено несколько пещер, четыре из которых — Фогельхерд, Штадель, Гайссенклостерле и Холе Фельс — прославились благодаря обнаруженным в них древнейшим изображениям животных и птиц, первым музыкальным инструментам (флейтам) и первым изображениям человека. Большинство находок сейчас датируются 35-40 тысячами лет, в том числе «Венера из Холе Фельс» (антропоморфная фигура с воздетыми руками) и сохранившаяся целиком фигурка мамонта.
В 1969-м во время инвентаризации кладовых Ульмского музея коробка с фрагментами человека-льва была наконец-то обнаружена. Осколки достали, собрали из двухсот фрагментов «черновик» статуэтки (двести фрагментов составили примерно 70 процентов объема), датировали радиоуглеродным методом и получили сенсационный возраст: 32 тысячи лет. До тех пор древнейшей скульптурой считалась упомянутая выше Вестоницкая Венера (25-29 тысяч лет), найденная в Моравии.

Первым исследователем человека-льва был выдающийся археолог из Тюбингенского университета Иоахим Хан (Joachim Hahn), специалист по Верхнему палеолиту и знаток первобытного искусства Европы. Благодаря реконструкции Хана стало понятно, что статуэтка имеет одновременно антропоморфные и зооморфные черты, причем животная составляющая досталась скульптуре от крупного кошачьего. Хану не удалось найти практически ни одного фрагмента головы, и в его реконструкции у статуэтки присутствовали мужские гениталии.

Младшая коллега Хана Элизабет Шмид занялась человеком-львом в начале 1980-х. К этому времени в ходе новых раскопок удалось обнаружить еще несколько сотен фрагментов скульптуры, и Шмид удалось существенно дополнить облик человекозверя — в частности, стала хорошо видна его львиная морда. Стоит отметить, что, прежде чем дополнить облик человека-льва, Шмид разобрала статуэтку на части, удалив клей, которым пользовался Хан, и собрала ее заново. Шмид пришла к выводу, что человекокошачье существо было отнюдь не мужчиной, а женщиной, и человек-лев на время превратился в человека-львицу, сделавшись знаменем сторонников матриархальной модели верхнепалеолитического общества.

К 2000 году накал страстей по поводу пола скульптуры, к счастью, поутих. И в 2009-м еще один археолог из Тюбингенского университета — Клаус-Иоахим Кинд — отправился в пещеру Штадель, чтобы завершить поиск осколков. Кинд нашел несколько важных фрагментов спины и шеи, правой руки-лапы и сотни мелких обломков, так что к концу 2012 года «трехмерную головоломку» удалось сложить набело. Увы, многие элементы «головоломки» утрачены навсегда: в частности, непонятно, как именно выглядели кисти и ступни человека-льва, был ли у него хвост и так далее.

Раскопки там вел уже известный нам Иоахим Хан, он и нашел пластинку, на которой изображена рельефная человеческая (или зверочеловеческая) фигурка с поднятыми руками. Хронологически она является современницей человека-льва. Некоторые интерпретаторы называют ее «адорантом», то есть поклоняющимся божеству, высшей силе; есть мнение, что на пластинке изображен шаманский танец.
Почему человек-лев большой — почти 30 сантиметров, а большинство других костяных статуэток не превышают семи сантиметров в высоту? В «адоранте» меньше четырех сантиметров, высота «Венеры из Холе Фельс» — шесть сантиметров.

Возникают и более общие вопросы: что привело 40-45 тысяч лет назад к такому взрыву пластического искусства, причем не только в Швабском Альбе, но и в других регионах Европы — на территории современных Франции, Испании и Италии? Связано ли появление искусства с развитием языка или с притоком нового населения?

Можно ли в принципе найти ответы на эти вопросы — отдельная проблема. Зато можно радоваться, что хоть что-то осязаемое уцелело от тех далеких времен. Дикое, но симпатичное.



Похожие записи:


Оставить комментарий