Шедевры первобытного искусства Прииссыккулья

29 января 2015 | Категория: Киргизия | Метки: ,

1На грустные размышления наводит вышедшая в свет на днях книга-альбом бишкекского писателя и путешественника Виктора Кадырова «Шедевры первобытного искусства». Рассказывается, что множество древних наскальных изображений Приисыккулья, Чуйской долины и других регионов варварски уничтожены в наше время. Особенно при строительстве Чолпон-Атинского аэропорта.

Вот уже и тот аэропорт давно закрыт (самолетам опасно было заходить на посадку, из-за близких предгорий трудно было уходить при необходимости на второй круг), и бессмысленность уничтожения древних рисунков стала особенно горькой.

Профессор КТУ «Манас» археолог Кубатбек Табалдиев справедливо сетует в послесловии к новой книге: «Камни с рисунками нередко вывозят для строительства, как например, в районе города Балыкчы и на окраине села Сары-Камыш. Почти во всех наскальных галереях можно найти акты вандализма, когда поверх древних рисунков появляются современные надписи или подновления».

Известный бишкекский краевед Владимир Петров напомнил «ВБ», что «наскальные изображения, или петроглифы, Прииссыккулья впервые упоминаются в трудах русских путешественников и историков, начиная с 80-х годов XIX века. Уже тогда было отмечено, что хронология рисунков на камне растягивается от периода бронзы до новейшего времени. В советское время изучением петроглифов здесь занимались Николай Черкасов, Галина Помаскина, Дмитрий Винник. В последние годы исследования памятников каменного изобразительного искусства продолжили Кунболот Акматов, Кубатбек Табалдиев и другие ученые. В наши дни древние изображения переживают свою вторую жизнь — современные мастера — дизайнеры используют их образы и сюжеты при изготовлении сувенирных украшений, керамических изделий, оттисков на войлоке и ткани».

первобытное искусство Прииссыккулья

Петров подчеркивает, что «наследие древних художников подвигло неутомимого исследователя Виктора Кадырова на своего рода научный подвиг. В течение двух лет он со своими соратниками – женой Светланой, помощниками Дмитрием и Катериной Лужанскими метр за метром исхаживали сотни километров в урочищах Орнок, Чет-Кой-Суу и Кара-Ой. Именно рисунки с этой территории представлены в альбоме, дизайнером и компьютерным верстальщиком которого выступила Ольга Кадырова. Рисунки открывают нам образ жизни и облик древних насельников, предметы их быта и орудия охоты. И какой разнообразный животный мир предстает перед нами: горные козлы, архары, олени, хищники и невиданные звери, которые, может быть, тогда обитали в этих горах».

3

И профессор Кубатбек Табалдиев прав в том, что будет служить для наших современников делу сохранения наскальной живописи и графики для будущих поколений. И не только от цивилизованных вандалов, которые уничтожают памятники царапинами и надписями, но и от природного воздействия воды, солнца и воздуха на хрупкую поверхность камня, которая разрушается и, осыпаясь, навсегда скрывает шедевры художников первобытного времени.

4

…Разумеется, к каждому валуну с древним рисунком охранников не приставишь. Но позорно для всей республики, для всех нас, что чолпон-атинский вполне государственный и вполне всемирного значения музей петроглифов под открытым небом до сей поры остается без элементарной изгороди. Хотя деньги с туристов за вход на эту неохраняемую территорию время от времени собирают. На ограду давно бы хватило. Но у нас такой музей петроглифов, которого мы и заслуживаем?



Похожие записи:


Оставить комментарий