Колтовская Анна Алексеевна – четвертая жена Ивана Грозного

Колтовская Анна Алексеевна (до 1554/56 г. – 5 апреля 1626 г.) – четвёртая жена царя Ивана IV Грозного. Их брак продлился меньше 6 месяцев. После этого она стала монахиней Тихвинского Введенского монастыря, где стала местночтимой святой («инокиней-царицей»).

Семья Анны

Точная дата рождения царицы Анны неизвестна. Анна Колтовская происходила из бедной семьи. Ни одному её родственнику нельзя было подарить достоинства в Госдуме. Отец Анны – Алексей Игнтатьевич Горяинов Колтовский. Есть спорные сведения о том, что после потери родителей Анна находилась на попечении князя Андрея Курбского.

По описанию «Православной энциклопедии» Колтовские были служилыми землевладельцами. Отец Анны и родной брат Григорий были во второй половине XVI в. боярскими детьми в Коломне. Про отца известно, что он погиб в плену. А про брата известно, что тот был поручителем князя И. Ф. Мстиславского. В целом исторические источники указывают на незначительную роль семьи Анны при дворе, которые занимали невысокие должности.

Приготовление к свадьбе

Третья жена Марфа была обвенчана с царём Иваном 28 октября и через 2 недели умерла. После внезапной смерти своей третьей жены Марфы Собакиной 13 ноября 1571 г. Ивану было трудно заключить ещё один брак из-за канонов Русской Православной Церкви. Православная христианская религия запрещала четвёртый брак. «Первый брак – это закон; второй – исключительная уступка; третий – нарушение закона; четвёртый – это нечестие, состояние, подобное состоянию животных» – такова была позиция Церкви.

Анна на смотре невест (когда была выбрана 3-я жена Марфа) «заняла 2-е место» и стала новой претенденткой на роль супруги царя. Иван Грозный нашёл возможность обмануть церковных иерархов. Иван ответил на запреты церковных иерархов. Он заявил, что не заключит брак. Воспользовавшись смертью митрополита Кирилла и тем, что новый митрополит ещё не был поставлен, Иван Грозный срочно созвал церковный Собор в Москве. По сведениям историка Карамзина, председательствовал на Соборе архиепископ Леонид, который характеризовался «корыстолюбием и угождением мирской государственной власти».

Иван организовал церковный Собор в Успенской церкви и произнёс сердечную речь, которая довела присутствующих до слёз. Они согласились на брак Ивана, но при определённых условиях (епитимии):

  • царь Иван не будет посещать церковь до Пасхи;
  • в течение года он проведёт время с кающимися, а через год – с простыми христианами;
  • возможность причаститься допускалась только на Пасху;
  • вкушать антидор разрешалось только по большим праздникам;
  • епитимия снималась с царя только при условии его военного похода «во имя православной веры против неверных».

Собранный в день 29 апреля 1572 г. церковный Собор под руководством новоназначенного новгородского архиепископа Леонида, дал царю Ивану специальное разрешение, разрешая обойти какие-либо канонические препятствия.

Последующие жёны царя Ивана Грозного уже не благословлялись Церковью даже при условии епитимии. Это событие было во многом душеполезным для народа, так как всем было сказано, что повторные браки являются недопустимыми. Исключение было сделано только для царя. Народу было сказано, что за ослушание священных правил любого ожидает «проклятие».

Свадебное тожество

Таким образом, царь Иван женился на Анне Колтовской, дочери Алексея Колтовского. Хотя точная дата венчания до сих пор неизвестна. Кроме того, не сохранилось описания самой свадебной церемонии.

Что интересно, свадьба царя с Анной состоялась на день раньше венчания, то есть 28 апреля. А венчание относят к дате между 29 апреля (когда царь получил благословение Собора) и 1 июня. В любом случае есть сведения летописцев из Новгорода, что 31 мая архиепископ Леонид уже служил молебен «за великую царицу Анну».

Их медовый месяц состоялся в Новгороде, который всего два года назад был уничтожен Иваном в Новгородской резне.

Семейная жизнь

1 июня новобрачные прибыли в Новгород, в котором царь имел намерение устроить очередную резиденцию.

Позже он решил подарить Анне Ростов со всеми окружными сёлами и волостями. Есть предположение, что это завещание царя было адресовано не Анне Колтовской, а следующей жене Анне Васильчиковой, так как в предполагаемое время написания Анна Колтовская была сослана в монастыре.

После непродолжительного периода брака царь Иван отказался от неё и отправил супругу в монастырь.

Причины опалы царя на свою жену точно неизвестны. Вот основные версии:

  • царь начал обвинять свою жену в бесплодии (хотя доказать это нельзя было, брак длился всего 4,5 месяца);
  • царь начал подозревать жену в заговоре после измены и скорого бегства князя Курбского;
  • царь разлюбил жену, которую к тому же имел основания считать незаконной;
  • в разлад между новобрачными внёс Малюта, который значительно возвысился и имел большое влияние на царя.

В монашестве

Неизвестно точно, где и когда Анна Алексеевна приняла монашеский постриг. По одной версии это произошло через 4,5-5 месяцев после свадьбы в 1572 г. По другой – через 3 года в 1575 г.

Большинство историков считают, что она была сослана во Введенский монастырь в Тихвине, где она приняла монашеское имя Дарья в сентябре 1572 г.

В 1586 г. Анна упоминается как настоятельница монастыря Воскресения Христова в Горицах. В 1608-1626 гг. была настоятельницей Тихвинского монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы. Похоронена в монастыре.

В период последних лет жизни Ивана Грозного царица жила в Суздале в Покровском монастыре, в котором жили и другие, попавшие в немилость и сосланные узницы царя. Там же была Мария Фёдоровна Нагая и вторая супруга царевича Ивана Ивановича – Феодосия Соловая.

Кстати, только Анна Алексеевна и Мария Фёдоровна Нагая, последняя супруга Ивана Грозного, пережили царя. Анна пережила своего мужа на целых 42 года.

В период смутного времени

В период смуты Введенский монастырь был осаждён и сожжён шведской армией. Все монахини, вместе с инокиней-царицей Дарьей, сбежали в лес. В то время на «жалование» царицы выделялось очень мало денег.

После этого она переселилась жить в Устюжну-Железопольскую (около Вологды, между Горицами и Тихвиным). Там царица-монахиня Дарья и другие монахини поселись в маленьких кельях при городском Рождественском соборе. В 1614 г. в Устюжном уезде бывшей жене царя Анне было подарено село Никифорово и близлежащие земли от нового монарха Михаила Фёдоровича.

В 1617 г. после заключения Столбовского мира со Швецией, Введенский монастырь в Тихвине начал заново восстанавливаться. Царицу ожидало возвращение в Тихвинский монастырь.

В январе 1624 г. инокиня Дарья вернулась в родную обитель, где занималась её восстановлением. Есть сведения, что она стала игуменьей этого монастыря.

Последние годы жизни инокини-царицы Дарьи

В последние дни Дарья подарила большую часть своего состояния, включая село Никифорово, Тихвинскому монастырю. За это сёстры монастыря должны были ежедневно молиться за душу почившей инокини Дарьи. Перед смертью она приняла самую строгую монашескую схиму.

5 апреля 1626 г. она умерла. Её тело было погребено в паперти соборного храма Тихвинского монастыря у входа с левой стороны. Спустя годы рядом с ней были похоронены и её племянницы.

В 1926 г. Введенский монастырь был насильно закрыт. Гробницы были уничтожены.

Тело инокини Дарьи было в монастыре до 1917 г. Есть сведения, что она почиталась там как местночтимая святая, устроительница и благотворительница монастыря. Дни её памяти – 19 марта и 5 апреля (именины и преставление ко Господу).

17 октября 2019
Оставить комментарий