Ангкор Ват

В Восточной Азии находится огромный исторический памятник, который часто называют загадкой востока. Его сердце — Ангкор, самый большой каменный храм в мире. В лесах вокруг него скрыто множество руин. Недавно учёные узнали удивительные факты о цивилизации, которая когда-то здесь процветала. Это самое обширное урбанистическое пространство в истории человечества до промышленной революции.

Область Ангкор была центром кхмерской империи — сокровищницей азиатской мудрости. Мы можем многому научиться у кхмеров, создавших одну из важнейших цивилизаций в истории человечества.

Где находится Ангкор Ват?

Когда-то в юго-восточной Азии был огромный процветающий город. Руины сооружений хранят секреты исчезнувшей цивилизации.

Камбоджа находится на юге полуострова Индокитай. В джунглях, в 300 километрах от берега моря стоял город под названием Ангкор. В самом его центре расположен Ангкор-Ват. Он окружён рвом с водой и занимает территорию длиной 1,5 километра и шириной 1,3 м. Слово «ват» означает храм. Это индуиское святилище возвели в 12 веке. Гигантский архитектурный комплекс уже существовал в камбоджийских джунглях, когда в Европе, вступившей в высокое средневековье, только начиналось строительство Собора Парижской Богоматери и Пизанской башни.

Как построен Ангкор Ват

Это самый большой храм в мире. Учёные изучали его много лет и выяснили, что строителям понадобилось около миллиона каменных блоков. Общий вес всех использованных камней превышает 2 миллиона тонн. Ангкор-Ват, построенный из бесчисленного множества камней, имеет сложную архитектуру. Комплекс состоит из трех скрытых прямоугольных галерей, каждая выше предыдущей.

Первая галерея — внешняя, вторая находится в её периметре и обрамляет третью. В самом центре высится главная башня. Стены и колонны в галереях украшены изысканными барельефами. Здесь больше 2000 скульптурных изображений богинь. У каждой своя причёска, своё выражение лица и одежда.

 

Джаяварман II — человек построивший Ангкор-Ват. Он правил государством кхмеров 900 лет назад. Эксперты считают, что работа над этим великим храмом продолжалась около 30 лет.

Главная башня символизирует священную гору Меру. Для индуистов эта гора воплощает собой центр мироздания. Башню украшает скульптура Гаруды. Царь птиц наблюдает за всем происходящим вокруг. Святилище богато украшено. Оно сложено из огромных каменных глыб, установленных одна на другую.

Высота башни около 65 метров, как у 15-этажного здания. В те времена не пользовались цементным раствором. Камни вытёсывали и подгоняли так, чтобы конструкция держалась под тяжестью собственного веса. Однако прошло 900 лет и Ангкор-Ват начал уступать влиянию климата, времени и эрозии.

Реставрация храма

Учёные из Токийского университета руководят международным проектом, цель которого сохранить всю информацию об археологическом памятнике. Для создания базы данных используются новейшие цифровые технологии. Чтобы запечатлеть контуры храма с воздуха, на воздушном шаре закрепили датчик, затем эти данные совместили с результатами, полученными на земле. В итоге была составлена трёхмерная цифровая карта Ангкора. Археологи считают, что теперь можно будет реконструировать величественный храм, если он серьёзно пострадает.

Культурные памятники очень уязвимы, они не вечны. Необходимо собрать все цифровые данные, содержащие как можно больше информации.

Сейчас Ангкор-Ват привлекает толпы туристов. Но о его существовании стало известно относительно недавно.

В 19 веке французский исследователь-натуралист нашёл в джунглях каменные руины и рассказал о них в Европе. Старинное святилище прославилось на весь мир и было признано загадкой востока. Действительно, несмотря на многолетние исследования история Ангкор-Вата остаётся тайной. Главная причина в том, что камбоджийцы писали на пальмовых листьях и шкурах животных. Эти носители информации давно истлели.

Зачем построили Ангкор-Ват?

Почему такой большой храм построили посреди джунглей? Какая цивилизация здесь существовала?

Ангкор-Ват вызывает много вопросов и даёт мало ответов. Новаторское исследование поможет выяснить подробности о людях, когда-то живших на этих местах. Это международный проект, опирающийся на новейшие научные методы. Специалисты внимательно изучают территорию, сканируя густые джунгли лазерными лучами, чтобы получить самые подробные сведения об Ангкоре.

Оказывается, что в джунглях вокруг Ангкор-Вата стоял большой город. Почва около храмового комплекса неровная. Учёные проанализировали данные. Здесь была яма диаметром около 25 метров. Рядом с ней находилась насыпь длиной примерно 40 метров и шириной 25 метров.

И яма, и насыпь имеют правильную форму. Раскопки и тщательный анализ почвы привели к находке нескольких интересных объектов.

По оценкам учёных, на участке, окруженном рвом с водой, жили от 2800 до 4000 человек. На участке джунглей протяжённостью 25 километров с запада на восток и 20 километров с севера на юг учёные нашли руины как минимум 60 крупных сооружений. Это развалины города Ангкора.

Среди камней высится уникальный храм Байон, который вызывает не меньшее восхищение чем Ангкор-Ват. Привлекают внимание бесчисленные каменные башни. Их окружают огромные каменные лица с загадочными улыбками.

200 метровая дорога на каменных опорах ведёт к главным воротам храма Бапуон. Центральное святилище похоже на гигантскую пирамиду. Развалины храма Та Прум давно заросли деревьями. В джунглях скрыто множество руин. Кто строил эти здания и с какой целью?

На камнях Ангкора сохранилось несколько надписей. Понемногу учёные собрали и обобщили отрывочные сведения. Теперь нам известно, что династия Ангкора — череда кхмерских царей — правила здесь с 9 по 15 век.

Вероятно, в династии было 26 царей. Эти постройки их творения. Из надписей следует, что как только на трон всходил новый царь, он строил новый храм в соответствии со своими религиозными воззрениями.

В храме царь проводил обряды при жизни и тот же храм становился местом его упокоения. Именно поэтому здесь столько храмов — по одному от всех ангкорских правителей. И каждое сооружение ещё красивее и больше тех, что были построены до него. Вот почему в Ангкоре столько руин.

Город Ангкор

Лазерное сканирование помогает воссоздать историю, скрытую в густых джунглях. Сканирование показало, что каждый большой участок представлял собой поселение с храмом в центре и домами вокруг него как в Ангкор-Вате.

Учёных ждал сюрприз. Площадь этих поселений оказалась намного больше, чем они предполагали. Каждый правитель строил новый храм, поселения разрастались и постепенно объединились в один огромный город.

Это было поистине удивительное открытие. Верилось с трудом, но тщательный анализ территории показал, что общая площадь Ангкора составляла от 1000 до 1500 квадратных километров. Здесь насчитывалось как минимум 750 тысяч человек. Это был самый большой город доиндустриальной эпохи.

Мегаполис Ангкор значительно отличался от других крупных городов, существовавших до него или в те же времена.

Ангкор стоял далеко от моря и был окружён непроходимым лесом, но всё-таки жители сумели превратить его в мегаполис.

Как такой большой город мог процветать в джунглях?

Учёные нашли ответ в китайских источниках. В записках об обычаях Камбоджи, составленных при династии Юань, подробно говорится о жизни в Ангкоре тех времён. В них даже указано о причине большой численности населения в этой области. В Ангкоре всегда довольно много риса. Урожай риса собирают 3 — 4 раза в год. Учёные считают, что Ангкор привлекал много людей, потому, что, здесь собирали богатый урожай риса и никто не голодал. Однако разведение риса осложнялось одной серьёзной проблемой.

В Ангкоре 2 сезона — сухой и дождливый. Засуха длится полгода, не выпадает ни капли воды, а без воды разводить рис невозможно.

Выяснилось, что в Ангкоре велись масштабные инженерные работы. Кхмерские инженеры проложили большой канал. Они пустили воду в нужном направлении и накапливали её в определённых местах. Каналы и пруды складывались в единую систему, поставляя воду во все уголки Ангкора.

Каналы связаны с одним примечательным озером. Это центральная часть ирригационной системы Ангкора, рукотворный водоём. 20 метровый берег был сделан людьми как насыпь вокруг резервуара.

Учёные выяснили, что вся вода поступала сюда с одной горы, находящейся в 50 километрах. Гора называется Кулен. Дно и берега реки, текущей по склону, изрезаны таинственными знаками. Это индуистские символы — лингамы. Здесь было священное место. На отдельных участках горы чистая вода выходит из подземных источников.

Легенда гласит, что горные источники остались со времён богов. Вода поступала отсюда в Ангкор. Ключевая вода стекала в озеро с горы Кулен и попадала в сеть каналов, покрывавших весь Ангкор.

Эта ирригационная система решила проблему воды в засушливый период и дала кхмерам возможность собирать несколько урожаев риса в год. Кхмеры перекроили всю местность и обеспечили себе постоянный источник пищи. Рис не заканчивался, потому, что всегда хватало воды для выращивания нового урожая.

Экономика Ангкора

В основе успеха кхмеров лежал комплексный подход к решению проблем. Это не всегда удавалось другим цивилизациям.

Долгое время учёные считали, что источником богатства ангкорских правителей было сельское хозяйство. Однако недавние исследования выявили новую особенность экономического уклада этого города, перевернув наши представления о кхмерах.

Японские археологи при раскопках нашли много фрагментов китайской керамики, привезённой из земель, находившихся в тысячах километрах от Ангкора. Более того, здесь была исламская керамика Ближнего Востока с территорий современных Ирака и Ирана. Эти открытия поразили специалистов, изучавших Ангкор в течение многих лет. В процессе раскопок было обнаружено много изделий, привезённых из других земель. Так стало известно, что жители Ангкора поддерживали связь с внешним миром и придали своему городу особый статус.

Даже сейчас спустя несколько веков этот уголок камбоджийских джунглей кажется недоступным, затерянным в глуши. Как же население города устанавливало торговые отношения?

Ответ нашёлся там, где никто его не ждал, в прибрежном городе Куинён, в центральной части Вьетнама. Это в 600 километрах к востоку от Ангкора. Именно здесь исследователи узнали, как древний камбоджийский город поддерживал сообщения с дальними странами.

В период расцвета ангкорской династии на территории Вьетнама существовало царство Тямпа. Исследователи очень удивились, увидев Гаруду. Изображение Гаруды вырезали из белого песчаника, а не складывали из кирпичей. Та же священная птица украшает центральный храм Ангкор-Вата. Они очень похожи. Отличительная черта Ангкор-Вата — неровная укладка камней. Такая же техника использована и здесь. Это были новые приёмы работы с камнем, непривычные для народа тянь. Здесь работали кхмеры. Это их инженеры и строители помогал возводить храм. Между кхмерами и подданными Тямпы были налажены крепкие связи.

Команда учёных, исследовавших руины и артефакты, пришла к выводу, о бесспорном влиянии Ангкор-Вата на храмы Тямпы. Археологи собрали почти 2000 находок, на крестообразном участке территории Юго-Восточной Азии. На пересечении перекладин находится Ангкор-Ват.

Центром был Ангкор. Он стоит ровно посередине Юго-Восточной Азии. Такое местоположение способствовало установлению связей со всеми уголками региона, а это большое преимущество с точки зрения геополитики. Поэтому кхмеры проложили дороги и торговые пути, что позволило им распространять свою культуру, разные товары и информацию.

Город Куинён, так похожий на Ангкор, когда-то связывал восток и запад. Это был ключевой порт на морском шёлковом пути, по которому циркулировали товары.

Исследователи считают, что богатства всего мира стекались в Куинён и отсюда их привозили в Ангкор.

Расцвету Ангкору способствовало не только земледелие, но и морская торговля. Здесь торговали со всем миром. Отсюда ходили на запад, вели дела с арабами, персами, индусами — это западное направление. Ангкор можно считать геополитическим центром, а остальные регионы — спутниками. Ангкор, расположенный вдали от других царств, процветал, потому что, поддерживал с ними торговые связи.

Собранные данные позволили учёным воссоздать компьютерную реконструкцию этого древнего мегаполиса на пике развития. В роскошном лесу гуляют павлины и летают зимородки. Шумит город Ангкор. Каждый день на рынке бойко идёт торговля. Здесь продаются рис и овощи, лук, баклажаны и зелень, а ещё карпы и мясо крокодилов. Охотники предлагают слоновую кость и перья зимородка.

Если в городе изобилие местных и иноземных товаров жизнь всегда бьёт ключом. Цари и вельможи купаются в роскоши. Когда царь выходит в народ, устраивается большая процессия. Огромные слоны, войны со знамёнами, музыканты. Члены царской семьи и вельможи едут на слонах.

Население богатейшего города в глубине густых лесов Юго-Восточной Азии приближалось к миллиону. Однако для процветания Ангкора было необходимо ещё одно важное условие. Важнейший фактор — мир. Империя кхмеров жила в мире с соседями очень долго. У них было время, чтобы создать и развить экономику, которая позволяла строить такие святилища. Если бы долгого мира не было, если бы кхмеры воевали, они никогда не смогли бы построить подобный храмовый комплекс, так что они всем обязаны миру. Мирные условия способствовали расцвету и благоденствию империи.

В 12-13 веках пока в Ангкоре возводились огромные храмы, во всём мире бушевали непрерывные войны. На западе — кровопролитные крестовые походы, на востоке — монгольская орда захватывала земли, создавая свою империю.

Как царской династии Ангкора удавалось избегать конфликтов?

История свидетельствует, что в эпоху расцвета ангкорской Камбоджи в Юго-Восточной Азии было несколько государств и они вели войны. Регион населяли разные этнические группы. В Ангкоре жили Кхмеры, на западе — Шаны, на севере — Лао, на востоке — Тямы и все они боролись за власть. Различие в религиях затрудняло спокойное сосуществование. Каждое общество верило в своих богов.

Стабильность в регион принёс человек, который был одним из царей Ангкорской династии — Джайаварман VII. Он придумал как можно сохранить мир. Об этом говорится в надписи сделанной сотни лет назад.

Учёные считают, что Джайаварман VII разослал статуи соседним народам, чтобы предложить людям с различными убеждениями и ценностями жить в мире. У каждой этнической группы были свои боги. Буддизм махаяны олицетворяет всех богов сразу. Выбрав этот образ своим главным символом, царь дал всему региону завет хранить мир и согласие.

Джайаварман VII построил гигантский храм в знак своей религиозной терпимости. Огромные каменные лица принадлежат божеству милосердия, и оно ласково улыбается всем. В период правления Джайавармана VII люди могли возносить почести разным богам в одном святилище. Всего насчитывалось 117 божеств.

Такие храмы Джайаварман VII строил на разных землях Юго-Восточной Азии. Царь возводил святилища заботясь о почитателях всех божеств, он был мудрым правителем и проявлял уважение к чужим верованиям, он их не отвергал и жил в согласии с людьми других убеждений. Это была открытая и толерантная цивилизация и поэтому кхмеры со всеми ладили.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: 'R-A-549369-9', renderTo: 'yandex_rtb_R-A-549369-9', async: true }); }); t = d.getElementsByTagName('script')[0]; s = d.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.src = '//an.yandex.ru/system/context.js'; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, 'yandexContextAsyncCallbacks');"+"ipt>"; cachedBlocksArray[85881] = "
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: 'R-A-549369-3', renderTo: 'yandex_rtb_R-A-549369-3', async: true }); }); t = d.getElementsByTagName('script')[0]; s = d.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.src = '//an.yandex.ru/system/context.js'; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, 'yandexContextAsyncCallbacks');"+"ipt>"; cachedBlocksArray[85880] = "
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: 'R-A-549369-6', renderTo: 'yandex_rtb_R-A-549369-6', async: true }); }); t = d.getElementsByTagName('script')[0]; s = d.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.src = '//an.yandex.ru/system/context.js'; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, 'yandexContextAsyncCallbacks');"+"ipt>"; cachedBlocksArray[85878] = "
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: 'R-A-549369-1', renderTo: 'yandex_rtb_R-A-549369-1', async: true }); }); t = d.getElementsByTagName('script')[0]; s = d.createElement('script'); s.type = 'text/javascript'; s.src = '//an.yandex.ru/system/context.js'; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, 'yandexContextAsyncCallbacks');"+"ipt>";