Действительно ли Иван Грозный убил своего сына, исторические доказательства

19 ноября 1582 г. стало роковым и одним из самых запутанных событием всей российской истории. В этот день погиб царевич Иван Иванович, сын царя Ивана Грозного.

Всего у Ивана IV было 3 дочери и 5 сыновей. Все дочери умерли в младенческом возрасте. А из сыновей до взрослого возраста смогли дожить только 2 сына: Фёдор Иванович и Иван Иванович. Сын Фёдор был младше на 3 года своего брата, обладал слабым здоровьем и умом. Он не мог взойти на российский престол. Поэтому именно Иван Иванович был главным наследником престола после смерти Грозного.

картина

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 г.

Он был вторым сыном Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевны (его старший брат Дмитрий умер до его рождения).

Вплоть до 27 лет Иван Иванович не обладал особой ролью в управлении государством. Он вёл обычную жизнь наследника престола:

  • принимал участие в государственных совещаниях;
  • смотрел за казнями;
  • участвовал в военных экспедициях (иногда сопровождал отца в военных походах);
  • принимал иностранные делегации (послов);
  • разрешал споры бояр по второстепенным вопросам;
  • даже был одним из претендентов на корону польскую.

Словом, он участвовал в любых действиях, которые должны были подготовить его к центральной власти.

Пытался он также найти себя и в других областях – известно, что он написал житие святого Антония Сийского.

Женился три раза:

  • на Евдокии Сабуровой (в 1571 г., когда царевичу было 17 лет);
  • на Феодосии Соловой (в 1574 г.);
  • и на Елене Шереметьеве (в 1581 г.).

Благодаря оставшимся от дьяка Ивана Тимофеева записям известен факт немилости Грозного к двум первым жёнам царевича по причине того, что они не могут забеременеть. За это он их насильно отправил в монастырь.

Последняя жена была беременна в год гибели царевича Ивана. Но она не смогла выносить и родить ребёнка, потому что была избита во время беременности Иваном Грозным. Царевич заступился за неё и сам был тяжело ранен отцом. Он умер несколько дней спустя после безрезультатного лечения.

Царь Иван Грозный убил своего сына и наследника. Видимо, правитель так сильно ударил жену царевну Елену, что у неё случился выкидыш. Произошла ссора, которая переросла в драку: царь ударил сына в висок своей тростью с металлическим окладом. Четыре дня спустя, 19 ноября 1581 г., царевич умер.

После смерти сына Грозный не пришел уже в себя, хотя его жестокость не уменьшилась.

В качестве даты возникновения спора с отцом, сообщается 16 ноября, а смерти – 19 ноября, хотя можно встретить и другие даты.

Долгое время не возникало сомнений в версии об убийстве своего единственного наследника Иваном Грозным. Но эта версия, несмотря на убедительность, не обладает достаточными доказательствами.

Версия № 1: фатальное покровительство

Исторический источник

Папский легат Антонио Поссевино.

Суть версии

Иван Грозный увидел беременную жену своего сына в ненадлежащем виде. Елена, находясь в положении, лежала в покоях в нижнем белье. Царь впал в ярость, захотел “проучить” невестку, ударил Елену по лицу и избил с помощью посоха. В это время в покои влетел царевич Иван и стал обвинять своего отца за то, что тот первых двух жён без всякой причины, без вины отправил в монастырь, а теперь извивает третью жену, убивая нерождённого сына во чреве. На это грозный деспот убил сына, проломив ему череп.

Недостатки версии

Несмотря на хрестоматийность версии, она была выгодна для современников. Российский царь представлялся для всего мира как безжалостный сыноубийца, который несёт угрозу всему миру. Кроме того, этот кошмар на Руси мог в какой-то мере легитимизировать инквизицию в Западной Европе.

Версия № 2: политические разногласия

Исторический источник

«История» Николая Карамзина

Суть версии

Царевич желал в благородном порыве освободить Псков, и возродить честь Отечества. Иван Иванович прибежал к отцу и стал требовать, чтобы тот отправил его с войском в Псков для изгнания неприятеля. Тогда Грозный обвинил сына в мятеже, в участии в боярском перевороте. Он поднял на сына руку. Борис Годунов хотел сдержать Ивана Грозного. Но тот нанёс с помощью острого жезла несколько ран по сыну и ударил им его в голову.

Недостатки версии

По сути, это пересказ Карамзиным первоначальной версии Антонио Поссевино, только с новой трактовкой. Его литературное изложение вызывает не меньше сомнений в достоверности. Нет никаких других источников, подтверждающих эту версию. Хотя доля правды здесь может быть, т.к. в то время была очень напряжённая обстановка при царском дворе.

Версия № 3: отравление

Исторический источник

Вскрытие гробницы царевича Ивана в 1963 г. и медико-химические, медико-криминалистические исследования гробницы.

Суть версии

Останки царевича Ивана в 32 раза превышали нормальное содержание ртути, в несколько раз – свинца и мышьяка. Следовательно, он был отравлен.

Недостатки версии

В ходе экспертизы нельзя было доказать, что у царевича был проломлен череп. Известно, что мать Грозного и его 1-я жена умерли от отравления селемой. Учитывая это, версия с отравлением царевича Ивана очень вероятна. Но непонятно: кто мог это сделать?

Версия № 4: убийства не было

Исторический источник

Слова обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева и других исторических деятелей.

Суть версии

Иван Грозный не убивал сына. Картину Репина называли фантастической. Благодаря этой картине почти никто даже не рассматривает альтернативную версию о невиновности царя.

Недостатки версии

Это лишь одна из версий. Хотя картина Репина у многих вызывала негодование. Так, в 1913 г. её ножом повредил старообрядец Абрам Болошов. А недавно инициативные активисты предложили министру культуры РФ убрать её из Третьяковской галереи.

Историческая фальсификация

Российские историки очень доверяли западным свидетельствам: немца Генриха Штадена, француза Жака, Маржаретта и др. Но тот же Генрих Штаден по возвращении в Германию предложил свой план завоевания Московии, согласно которому надо в первую очередь уничтожать православную веру, храмы, монастыри, а потом обращать жителей в рабство.

При этом российские историки, писатели, государственные деятели очень любят обличать всё плохое, и не замечать ничего хорошего в родной истории. Всё сделано ради одной цели: показать историю государства тёмной, варварской, невежественной и т.д.

Упокоение души

В результате преждевременной гибели своего сына Грозный очень изменился. Он стал «заложным покойником». По всем канонам его нельзя было даже отпевать. Чтобы хоть как-то облегчить вечные страдания, царь Иван в 1583 г. предложил ввести в богослужебную практику чтения «Синодика опальных» — «вечной» молитвы жертв Опричнины в Московской митрополии. Таким образом, он хотел спасти свою душу, и облегчить участь души своего сына взамен на облегчение посмертных мук жертв опричнины.

Анализ картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

Сцена, изображённая на картине художника Репина, разворачивается в богато оборудованной и украшенной комнате, в царском дворце. На полу видны искусно вышитые ковры, на фоне видна декоративная печь-камин и вазы. Илья Репин представил Ивана Грозного и его сына в то время, когда царь нанёс Ивану Ивановичу смертельный удар посохом в голову. Он стоит на коленях на ковре, спускаю полусознательного сына, обнимая левой рукой его окровавленную голову. Выражение лица правителя выражает безумное отчаяние и запоздалое сожаление из-за совершённого преступления. На переднем плане видны брошенные скипетр, в дальнейшем – опрокинутый царский трон. В свою очередь, лицо царевича спокойное. Умирающий прощает убийцу.

В указанной сцене Репин был заинтересован главным образом психологическим аспектом событий, а не верным воспроизведением истории. Интерьер комнаты, в которой произошло убийство, был показано в соответствии с реалиями, но центральная точка композиции представляет собой ярко освещённый Иван и сын.

Цензура запрещала показ этой картины. Холст приобрел Павел Третьяков, которому было приказано не выставлять картину на всеобщее обозрение и не допустить её распространения каким-либо иным способом. Портрет царя-убийцы был признан нападением на институт монархии в России.

Один из критиков тогда заявлял, что изображение из-за лишнего ужаса не даёт зрителям эстетического удовольствия. Другой комментатор, оценивая психологический аспект произведения, считал, что она достигла максимальной силы слова: одна лишняя деталь – и всё стало бы карикатурой.

25 мая 2018 г. картина была серьёзно повреждена из-за пьяного посетителя, который разбил защитное стекло перед картиной, а её осколки в трех местах повредили холст. Часть осколков повредили историческую рамку.

5 ноября 2019
Оставить комментарий