Евангелие Хитрово – памятник древнерусской культуры

Россиянам есть чем гордиться: у нас сохранилось немало удивительных произведений искусства периода домонгольской и ранней послемонгольской Руси, которые смело можно причислить к шедеврам мировой культуры. Одна из таких жемчужин – Евангелие Хитрово. Сегодня кажется непостижимым, как изографы и иконописцы могли достичь таких вершин художественного мастерства.

рукопись

Откуда появилось название

«Евангелие» – для многих из нас не слишком понятное слово. Это часть Библии, которая содержит повествования о жизни Иисуса Христа. Существует масса разных версий евангелия, но сейчас речь пойдет о памятнике XIV столетия. Евангелие Хитрово получило свое название по имени (точнее, по фамилии) последнего владельца – ближнего боярина царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Богдана Хитрово. Он был не просто придворным: этот государственный деятель стал основателем нескольких городов-крепостей, защищавших российские границы, и часто выступал в качестве полномочного посла в переговорах с представителями европейских стран. Еще одна заслуга Богдана Хитрово – организация работы в Оружейной палате одной из лучших на то время школ русской иконописи. Боярин в искусстве разбирался и был способен оценить по заслугам работу настоящего мастера. Федор Алексеевич пожаловал Богдану Матвеевичу прекрасное евангелие за верную и преданную службу. Хитрово снабдил книгу дорогим окладом и, в свою очередь, преподнес ее в дар Троице-Сергиевой лавре. Там евангелие и пребывало веками, пока в 1920 не было национализировано вместе с прочим монастырским имуществом.

книга

Что из себя представляет евангелие

Книга содержит 299 листов. Наряду с текстами она снабжена великолепно выполненными иллюстрациями. Исследователей очень интересует книга и как ценный исторический источник, и как шедевр русской живописи. Произведение нередко подвергается тщательному анализу – ученые пытаются разобраться, кто был автором миниатюр, которых в евангелии всего 8.

Считается, что в евангелии тесно сплелись 3 стиля:

  • нововизантийский;
  • балканский;
  • тератологический.

Ясно одно: все изображения не могут принадлежать кисти одного художника, поскольку стилистика и манера исполнения различаются. Миниатюры представляют собой изображения четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из них изображен отдельно, а дополнительно на листах даны символы каждого из евангелистов: для Матфея это ангел, для Марка – лев, для Луки – телец, для Иоанна – орел. Все изображения помещены в сферы (в представлении православных живописцев сфера являлась идеальным объектом, символом совершенства, вечности, не имеющей начала и конца). Впервые в русской иконописи символы евангелистов располагались на листах отдельно от «своих» святителей. 4 образа – это «тетроморф» (поющее, вопиющее, взывающее и глаголющее существо – изобразить такое с помощью доступных человеку «телесных» образов было сложно, поэтому были придуманы эти символические фигуры).

Издание было прекрасно декорировано, богато украшено золотом. Золотыми были нимбы святых, заглавные буквы в текстах, элементы одежд. Но не только это привлекло внимание ученых и художников, в чьих руках оказывался этот шедевр древнерусской живописи. В иллюстрациях явственно прослеживаются черты, указывающие на то, что над ними работали выдающиеся иконописцы. Исследователи называют три имени:

  • Феофан Грек;
  • Даниил Черный;
  • Андрей Рублев.

Единого мнения об авторстве каждой из миниатюр пока нет. Однако многие полагают, что фигура ангела, который должен был вызывать у верующих ассоциацию с евангелистом Матфеем, выполнена молодым Андреем Рублевым.

То, что Рублев был знаком с Феофаном Греком и трудился в его мастерской, сомнений не вызывает. Но ряд исследователей приписывает ангела Феофану Греку, ряд – Рублеву, и каждый находит аргументы в свою пользу. В любом случае нет сомнений в том, что несколько миниатюр действительно принадлежат Андрею Рублеву, в будущем, вероятно, удастся определить, какие именно.

Евангелие бережно хранилось монахами Троице-Сергиевой лавры. В 1920 году, после национализации и некоторых злоключений, оно оказалось в фондах Российской государственной библиотеки, где находится до сих пор. Сегодня каждый человек, интересующийся историей России, может увидеть это шедевр древнерусского искусства.

16 июля 2019
Оставить комментарий