Пересветов Иван Семенович – публицист 16 века

Из-под пера Ивана Пересветова – выдающегося русского философа и публициста 16 века – вышли произведения, порицавшие порабощение людей и одновременно идеализировавшие «сильную власть». Его рукописи отличаются высокой степенью уникальности и совершенно не похожи друг на друга, т. к. затрагивают разные области философской науки и написаны в разных жанрах (литературно обработанное прошение-челобитная, трактат, повесть-притча).

русский философ

Иван Пересветов привлекал к изложению своих мыслей всю красоту и мелодичность русского языка. Его сочинения щедро сдобрены риторическими оборотами (анафорой, синтаксическим параллелизмом и др.), рифмоидами, ритмизацией речи, афоризмами, а поэтому входят в перечень ключевых литературных и исторических памятников отечественной культуры.

Путь через тернии к известности

Начальные вехи биографии Ивана Пересветова не получили отражения в исторических источниках, а потому окутаны туманом забвения. Исследователи выдвинули лишь версию о происхождении публициста: возможно, он был рожден в русской семье, проживавшей на территории Великого княжества Литовского.

Значительную часть своей молодости Иван Семенович посвятил военным походам, в которых он принимал участие в ходе службы наемником польского короля.

Жителем Москвы он стал в 1538 году или немного позже. Примерно этот период отражен в документах, свидетельствующих об обращении И. С. Пересветова к боярскому правительству стольного града. Новоиспеченный москвич предложил организовать небольшую мастерскую, специализирующуюся на производстве щитов для русских воинов. Идея понравилась боярину М. Ю. Захарьину, который спонсировал открытие и курировал деятельность нового кустарного предприятия. Однако даже влиятельный покровитель не помог остаться на плаву мастерской Пересветова. Ивану Семеновичу пришлось стать исполнителем разных «государевых служб».

Исследователи считают, что на протяжении этого периода (рубеж 40-50 годов 16 века) мыслитель сформировал свои представления о возможности создания на Руси справедливого общества. Его модель идеального российского государства отражена на страницах литературных произведений, сохранившихся до наших дней.

«Челобитные»

Пересветов был возмущен «волокитой» бояр, пренебрежительно относящихся к людям из простого сословия. Его негодование легло в основу создания серии письменных обращений, адресованных Ивану IV Грозному. Сочинения получились крайне интересными, а некоторые цитаты из них не утратили актуальности и по сей день.

В Малой челобитной И. Пересветов просил государя посодействовать восстановлению своего кустарного производства (мастерской). Большая челобитная наделена автором более глобальной значимостью. Она излагает политические взгляды публициста и представляет собой полноценную программу государственных преобразований, способных ограничить боярское всевластие.

Ключевой целью предложений И. С. Пересветова, изложенных во второй челобитной, является проведение масштабных реформ, направленных на укрепление самодержавия. При этом публицист призывал царя:

  • отказаться от «помощи» корыстолюбивых бояр и строить монархию совместно с верными «воинниками» (служилыми дворянами), которых называл единственной опорой для Ивана Грозного;
  • задуматься о ликвидации войск царских вассалов, в преданности которых Пересветов сомневался;
  • строить свои взаимоотношения с вельможами на основе их безоговорочного повиновения;
  • отказаться от действующей системы сбора налогов, которая позволяла боярам забирать часть податных;
  • ввести денежное жалованье для дружинников и людей, ответственных за сбор податей;
  • расширить социальную базу государства: даровать возможность талантливым людям, отличившимся особыми выслугами, продвинуться на высшие ступени должностной лестницы;
  • создать на южных границах Руси «военную линию», которая бы надежно защищала ее территорию от посягательств крымских татар;
  • провести реформу системы судопроизводства, запретить кабальное холопство, за долги лишавшего человека всех гражданских прав.

В связи с тем, что Иван Семенович не смог представить свои рукописи Ивану Грозному, личная реакция государя на весьма здравые идеи челобитчика неизвестна.

челобитная

Творчество Пересветова в области права и философии

Социально-философские и религиозные взгляды Ивана Семеновича значительно отличались от воззрений его современников. В своих философских трудах он ставил «правду» – справедливое устройство государственной жизни – выше ве­ры, которая по своей сути (согласно воли Бога) предполагает со­блю­де­ние той самой «прав­ды».

Как и западные гуманисты XVI века, Пересветов был уверен, что монарх достигнет истинного величия только при условии постижения азов государственной мудрости. По его мнению, ход истории – это не плод Божьего промысла, а результат деятельности разума и воли живых людей.

Продукты философского творчества Пересветова (челобитные, Повесть об основании и взятии Царьграда, Сказание о Магмете-салтане) превозносят книжную премудрость. По мнению автора, самодержец, который изучит её, и будет руководствоваться ее основами в ходе своей деятельности, сможет успешно управлять государством и привести его к расцвету.

Иван Семенович – создатель «Сказания о царе Константине», робком и кротком монархе, слабость которого позволила ленивым и богатым вельможам разорвать его связь с византийским войском, установить неправый суд, подорвать мощь государства. По мнению Пересветова, царь не имеет права проявлять нерешительность и излишнюю мягкость по отношению к состоятельным и амбициозным придворным. Они должны бояться его гнева и действовать только во имя укрепления государственного строя и развития экономики страны.

«Сказание о Магмете-салтане», созданное Пересветовым в середине 16 века, отражает представления публициста относительно справедливого судопроизводства. Произведение повествует о царе Магмете, который хоть и ведет себя как «кровопийца и нехристь», но умело строит систему взаимоотношений внутри своего царства. Так, салтанские судья наказывают нарушителей правопорядка на основе специальных книг, выданных государем. Пример, приведенный автором в сказании, указывал необходимость кодификации законов на территории любого государства. В Русском царстве до 1550 года единого судебника не было, поэтому повсеместно, а особенно в провинции, наблюдался абсолютный административный произвол. Актуальность произведения такого преобразования понимал не только И. Пересветов, но и Иван Грозный, обобщивший, наконец, все действующие законы.

Некоторая часть заветов политического учения Ивана Семеновича реализовалась на практике посредством проведения военной реформы. Её результатом стало появление стрелецкой армии, вооруженной хорошим огнестрельным оружием и получавшей жалованье из царской казны.

8 января 2020
Оставить комментарий