Повесть о горе и злочастии – древнерусское стихотворное произведение

XVII век вошел в историю России главным образом как время бунтарей и бунтов. Только-только закончилась Смута. Пришла к власти новая династия Романовых. Старое постоянно сталкивалось с новым, прежние порядки – с насаждаемыми новой династией устоями и законами. Новаторские черты стали проглядывать и в литературе, ярким примером этого является «Повесть о горе-злосчастии», стихотворное произведение неизвестного автора (возможно, даже группы авторов).

лист

Сюжет

Содержание «Повести о горе и злосчастии» можно изложить буквально в нескольких предложениях. Автор рассказывает о следующих событиях (не называя имен, не указывая территориальной принадлежности земель, где происходили с героем приключения).

Однажды в некоей земле жил-поживал Добрый молодец (так обозначен в повести главный герой). Жил он неплохо, но как-то раз судьба заносит его в «царев кабак», где он упивается сладкими хмельными зельями, да так, что некий злоумышленник легко обворовывает его. Оставшись без всякого имущества, одетый в лохмотья молодец вынужден покинуть родные края, так как его мучает стыд за собственное поведение. Он отправляется странствовать и попадает на чужую сторону. Увязавшееся за молодцем Горе-Злосчастие отстает от него, поскольку молодой человек твердо встал на путь искупления грехов и решил измениться. Он больше не пьет, он впрягся в работу, разбогател благодаря собственному трудолюбию и смекалке. И вот уже абсолютное счастье не за горами: Добрый молодец присмотрел себе невесту. С нею намерен он жить припеваючи да добра наживать. Не тут-то было: его коварный спутник, Горе-Злосчастие, разузнав о том, что в жизни молодца все складывается удачно, подкрадывается к нему во сне и, приняв облик Архангела Михаила, подговаривает бросить невесту. Как только молодец последовал вредному совету, Горе-Злосчастие вновь вцепилось в него и, кажется, теперь уже навсегда.

Молодец вновь в «гунке кабацкой» (цитата из повести, «гунка» означает ветхую верхнюю одежонку), снова он вынужден, лишившись состояния, держать путь в незнакомые края. Горе-Злочастие не позволяет ему вернуться к праведной жизни, исправиться, покаявшись перед родителями.

И только тогда покидает молодца Горе, когда он решается избежать всех мирских соблазнов, став иноком. Добрый молодец отныне недоступен для Горя, оно у монастырских ворот подвизается, а войти внутрь не смеет.

Литературный анализ

Стихотворное произведение уникально для древнерусской литературы. Персонажи собирательны, лишены конкретики и в принципе могли проживать в любом русском городе или селении. Главный герой – Добрый молодец – не имеет имени. Такими «молодцами» полны были самые разные места России – от стольного города до глубинки. Впервые в стихотворном произведении можно отметить отрыв от привычного канона «добро-зло» и отсутствие четко положительных и четко отрицательных образов (за исключением Горя-Злосчастья, это явно персонаж с ярко выраженным негативным оттенком).

В центре внимания автора – простой, обычный человек, не принц заморский, не княжич русский и не царевич. Иными словами, это прообраз того самого «маленького человека», который впоследствии станет объектом пристального внимания Чехова, Некрасова, Трефолева и других литераторов нового времени.

Проведя анализ повести, мы замечаем, что произведение выдержано в бытовом жанре. Это резкое отступление от традиций: бытописательным характером обладали ранее разве что устные сказания. В письменную литературу рассказы и сказания такого рода не проникали, это было своего рода «уличное искусство», что-то вроде лубочных картинок.

Вместе с тем в повести есть черты, которые роднят ее с произведениями церковного искусства – в прежние годы единственно возможного и официально одобренного. Так, в начале упоминается история Адама и Евы, приводится описание их изгнания из райских кущ. Они не выполнили указаний Бога, не следовали его заветам – и за это были наказаны. То же происходит и с молодцем, не послушавшим советы мудрых людей и родителей, не пожелавшим чтить божественные заповеди и решившим жить так, как ему захотелось. За это немедленно последовало наказание.

Но мы наблюдаем и смелое отступление от традиций: Добрый молодец рисуется отнюдь не черными красками. Автор не имеет намерения уверить читателя в том, что молодец – персонаж отрицательный. Это живой человек со всеми его достоинствами и недостатками, обладающий собственным взглядом на жизнь и судьбу, совершающий ошибки и падения и вновь поднимающийся.

Повесть пестрит народными выражениями и метафорами, которые роднят ее со старинными сказаниями и былинами: «синее море», «честен пир», изба «с высоким теремом», «мил друг».

«Повесть о Горе-Злосчастии» является неким промежуточным звеном между старыми сказаниями и рассказом с бытовыми сценками, взятыми из жизни. Она еще не отказалась от некоторых черт, роднивших ее с церковнославянской литературой, однако здесь уже нет четких догм. В центре внимания автора простой российский обыватель, не книжный, а вполне живой человек, с присущими ему и положительными, и отрицательными качествами. Литература становится отражением жизни. Теперь она уже не только поучает, но и наталкивает на размышления, заставляя человека задуматься о выборе жизненного пути и давая понять, что каждый в своем выборе полностью свободен.

25 июля 2019
Оставить комментарий