Манифест о трехдневной барщине

26 апреля 2019 | Категория: Крепостное право в России

Короткое царствование Павла I принято считать регрессивным периодом русской истории. Первое, что приходит в голову при упоминании об эпохе правления сына Екатерины, –  заученные со школьных лет строки из учебников о том, что Павел только и делал, что старался искоренить нововведения матери-императрицы. А если взглянуть объективно, то мы обнаружим, что во время правления императора Павла I был издан законодательный акт, который можно назвать революционным для XVIII века. Это манифест о трехдневной барщине.

павел 1

Павел 1

Предпосылки появления

Екатерина Великая понимала, что опорой самодержавия являются дворяне и армия. Поэтому она делала все для того, чтобы представители этих слоев общества чувствовали себя максимально вольготно. «Манифест о вольности дворянства» делал дворян абсолютно независимыми людьми, которым фактически вручалось право распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных крестьян. Екатерина не могла не понимать, что рано или поздно созданная ею ситуация вызовет массовый протест и очень серьезные беспорядки. Но она обманывалась идеей просвещенного общества, полагая, будто лояльное отношение власти и полная свобода превратят класс дворян в сословие, состоящее исключительно из умных, добропорядочных, совестливых и ответственных людей, являющихся «отцами» своих крестьян. В действительности такого, конечно, повсеместно произойти не могло – это были единичные случаи. В основной массе дворяне, ощущая себя безнаказанными, творили произвол, а в низах российского общества росла мощная волна недовольства и отчаяния. Стоит вспомнить хотя бы восстание Пугачева. Понимая, что одними карательными мерами все не исправить, Екатерина разрешила на территориях Лифляндии законодательно регламентировать крестьянскую повинность, однако все осталось на бумаге.

Павел еще до принятия царского венца и издания указа о трехдневной барщине старался заслужить одобрение самого угнетаемого и самого многочисленного российского сословия. На своих землях он ввел двухдневную барщину и дал разрешение крестьянам свободно заниматься промыслами, какими они смогут.

Павел понимал: полное, стопроцентное закрепощение крестьян приведет в итоге к постоянным восстаниям и смуте, а кроме того, сельскохозяйственное производство в таких условиях становится малоэффективным. Таким образом, принятие закона о трехдневной барщине было вызвано объективными причинами.

Содержание документа

Указ о сокращении барщины до трех дней в неделю был принят в 1797 году, 5 апреля. Дату выбрали неслучайно – она совпала с коронацией нового императора и его супруги. Очевидно, Павел хотел закрепить в сознании подданных первый день своего правления как начало перехода к новому, более цивилизованному обществу.

Текст документа был коротким, суть сводилась к следующему:

  • помещикам строго-настрого запрещалось привлекать своих «рабов» трудиться на благо господина в воскресные дни («…дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работе…» – говорилось в тексте);
  • время работы крепостных крестьян на барщине ограничивалось тремя днями в неделю.

Манифест провозглашал частичное ограничение власти помещиков над крестьянами. Впервые с момента отмены Юрьева дня (что произошло в далеком 1580 году) крепостной гнет был слегка ослаблен, крестьяне получили возможность почувствовать себя не бездушными вещами, полностью принадлежавшими господину, а людьми, имеющими некоторую свободу выбора.

Манифест предоставлял возможность дворянину и его крестьянам договориться между собой о том, какие дни будут посвящены работе на господина, а какие – работе на себя и свою семью.

Последствия принятия указа и отношение к нему современников

Поначалу манифест встретили с воодушевлением, причем это касалось и прогрессивно настроенной части общества, и жестких сторонников крепостничества. Всем было ясно, что вожжи слишком натянуты, пора слегка их слегка ослабить.

Однако вскоре обнаружилось: указ императора не исполняется на местах. Причинами вольного отношения к распоряжению монарха, казалось бы, обязательного к выполнению всеми подданными, послужило отсутствие мер наказания, предусмотренных для нерадивых помещиков, игнорирующих приказ императора. В случае если манифест не соблюдался, помещик никак не страдал: его не штрафовали, он не лишался ни прав, ни имущества. Никто не следил за тем, чтобы воля монарха исполнялась.

Кроме того, манифест носил несколько противоречивый характер: так, он отменял работу в воскресные дни, но ничего не говорил о барщине во время религиозных и государственных праздников.

Отсутствие санкций за нарушение привело к тому, что многочисленные жалобы крестьян, пытавшихся добиться справедливости, оставались без ответа еще при Павле. Далее же о манифесте и вовсе забыли – правда, Александр I добавил в документ отмену работы в праздничные дни, но все это оставалось лишь буквами на бумаге – на практике исполнительные органы не интересовались выполнением указа.

Значение

Манифест о трехдневной барщине получил довольно высокую оценку у представителей следующих поколений. Так, Сперанский назвал его замечательным для своего времени. Декабристы также отмечали важность появления манифеста в крепостнической России. Это была «первая ласточка» грядущей отмены крепостного права, показавшая, что уже не только «в низах», но в «верхах» понимали: крепостничество наносит огромный урон и государству, и гражданам. Но пока высшая власть не решалась пойти на кардинальные меры и совсем отменить рабство (по сути, положение крепостных можно смело приравнивать к положению рабов).

К сожалению, принятие манифеста осталось без последствий – на практике ничего не изменилось. И все же есть один важный нюанс: появление такого документа ясно показало, что изменения происходят в умах и сознании людей. Манифест стал первым робким шагом к реформам, ожидавшим Россию в недалеком (по историческим меркам) будущем.

Оставить комментарий